Приложение для федеральной торговой сети

Удобный виртуальный сервис для совершения покупок.
заказчик

Пятёрочка

Крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома», находящаяся в управлении X5 Retail Group.

награды приложения
Приложение для федеральной торговой сети
2019-2022
retail
анализ
разработка
контроль качества
+2 млн
прирост активных пользователей за 2021 год
3 и 5 место
в рейтингах
 Google Play и App Store
 «Еда и напитки»
36 млн
оценок на товары 
от покупателей 
каждый месяц

Мобильное приложение «Пятёрочка» — это удобный сервис для покупок и программа лояльности для постоянных клиентов.

В приложении доступны виртуальная карта, личный кабинет, каталог товаров, доставка, обратная связь, а также уникальная функциональность на рынке ретейла — «Шпионский клуб».

Нам было важно поддерживать работу приложения, параллельно создавая новую архитектуру 
и функциональность.

В 2019 году команда e-legion приступила к работе над развитием приложения, которое уже было в сторах и имело большую базу пользователей. 

Цели

  1. Формирование лояльности потребителей к торговой сети «Пятёрочка».
  2. Персонализация покупательского опыта в целях увеличения продаж.
  3. Создание инструментов для стимулирования спроса.

Лояльность

Новая программа лояльности (ПЛ)

В 2021 году «Пятёрочка» перезапустила программу лояльности, адаптировав её под активность покупателей и их предпочтения. Запуск прошёл в три этапа с постепенной раскаткой функциональности по городам РФ. 

Пользователи приложения и сайта могут выбрать до 5 категорий повышенного кешбэка в зависимости от уровня в ПЛ (обновляется ежемесячно). В рамках проекта также реализовали онбординг, in-app уведомления и возможность отслеживать прогресс достижения уровня на следующий месяц.

Добавили возможность интеграции карт лояльности в Google Pay и провели рефакторинг акций с обменом баллов (МТС, ВК, ОК).

Интеграция 
с социальными картами

Реализована возможность использования 
«Выручай-карты» в качестве социальной карты (Единая карта петербуржца, Единая социальная карта), на которую покупателю начисляются баллы за покупки.

Интеграции 
с партнёрами Х5

Для пользователей Санкт-Петербурга и ЛО запустили пилотную версию программы лояльности с ЮMoney. Запуск в два этапа: 1 этап — Friends & Family, 
2 этап — Санкт-Петербург и ЛО.

Участникам доступна электронная ко-бренд карта, которая:

  • обладает функциональностью карты лояльности «Пятёрочки»: начисление и списание баллов, участие в акциях, доступ к акциям и скидкам;
  • обладает функциональностью электронной банковской карты ЮMoney: пополнение счёта, оплата в магазинах, снятие наличных средств 
 в банкоматах и и прочие.

В шести регионах РФ запустили федеральную с Билайн «Связь за бананы». Участникам акции был доступен обмен баллов «Пятёрочки» на рубли для оплаты мобильной связи Билайн по выгодному курсу.

Смена архитектуры

Вынесение функциональности из монолита в отдельные микросервисы: работа с картами лояльности и работа с лояльностью.

Маркетинг

С 2020 года совместная команда e-legion и «Пятёрочки» сосредоточилась на развитии маркетинга в приложении. В 2021 году вектор развития сместился на автоматизацию процессов для снижения нагрузки на разработку.

Новая функциональность позволила не только информационно поддерживать маркетинговые активности, но и полностью сопровождать процесс запуска рекламных кампаний через МП.

Моментальные 
и накопительные акции

Доработана возможность проведения маркетинговых акций. Например, в накопительных акциях приложение 
не просто информирует клиента о сроках и условиях участия, но полностью берёт на себя процесс вовлечения: наклейки можно передаривать, отслеживать актуальный баланс и видеть, на какие товары их можно обменять.

Первая моментальная акция, запущенная 
с информационным сопровождением в приложении — «Начивки».

Акция 
«Спаси лес»

Осуществлён частичный отказ от чеков. Функциональность ознакомления пользователей с новыми процессами позволила минимизировать количество печати торговой сети.

По итогам акции было сформировано около 54 млн электронных чеков, что позволило сэкономить 9180 км чековой ленты.

Приложение не только информирует о сроках и условиях акций, но и полностью вовлекает клиентов в процесс: наклейки можно передавать другим пользователям, отслеживать баланс и обменивать их на товары.

Приложение также позволяет получать бонусы за покупки, такие как игровые попытки, призы или кешбэк за покупки. А баллы из программы лояльности можно использовать для участия в играх.

Геймификация

Проведена интеграция игр
 в приложение, что позволило:

  • увеличить продажи отдельных категорий товаров за счёт генерации подарочных купонов со скидкой или баллами лояльности;
  • сделать процесс участия бесшовным — гостям «Пятёрочки» больше не нужно скачивать разные игровые приложения ретейлера на телефон.

Игровая валюта

Введена новая валюта — игровые попытки. Можно одновременно проводить несколько акций с разными валютами (наклейками, игровыми жизнями) и механиками их накопления.

Доставка

В 2020 году запустили пилотную версию приложения для доставки продуктов «Пятёрочка доставка». В 2021 году было начали развивать отдельную функциональность доставки для дальнейшего масштабирования и интеграции в основное приложение торговой сети.

Библиотеки 
SDK

Запустили библиотеки SDK, чтобы сделать сервис масштабируемым. Преимущество SDK — сокращение часов и затрат на разработку новой функциональности (равной нескольким в предыдущем варианте).

Микросервисы

Создали и запустили несколько важных микросервисов, чтобы пользователи могли просматривать каталог с актуальной информацией, оформлять заказ и совершать заказ по карте или через Google Pay и Apple Pay. А также настроили корректную работу push-уведомлений и SMS.

Новая авторизация

Подключили авторизацию для приложения 
 «Пятёрочка Доставка», так как у основного приложения и приложения доставки разные X5 ID.

Рейтинг товаров

Мнение гостей «Пятёрочки» — основа для принятия решений 
и трансформации торговой сети. В 2020 году мы реализовали рейтинг товаров — система оценки совершённых покупок в МП.

Начисление баллов

Запущена система начисления баллов. За каждую оценку покупателям начисляются баллы, которые возможно обменять на покупки в магазинах, 
1 балл = 10 копеек.

Ранжирование товаров

Разработано ранжирование товаров на полках 
в соответствии с оценками в МП. 

Товары с высокими оценками (4,90 и выше) выделяются на полке специальными ценниками.

Если оценка ниже 4,30, состав продукта обсуждается 
с производителем или пересматривается цена, если иных вариантов нет — товар заменяется другим.

Гости могут напрямую влиять на ассортимент, представленный в магазинах сети — на основании обратной связи ретейлер принимает решения о закупке или даже о корректировки рецептуры продуктов.

Чтобы повысить качество отзывов, запустили акцию с вознаграждением пользователей
 за них.

Оценки товаров 

  • Доработан раздел с подборками лучших товаров по рейтингу в МП. Запущен эксперимент со специальными ценниками 
с оценкой товаров в офлайн-магазинах.
  • Добавлено отображение рейтинга в карточке товара.

Продвижение

Для информирования и продвижения продукта 
был создан лендинг.

«Шпионский клуб» — уникальный инструмент для проверки магазинов силами клиентов через систему check-in в приложении «Пятёрочка». Теперь «тайный покупатель» может легко совместить проверку с повседневными покупками и заработать баллы.

В пилотном проекте участвовали 65% магазинов сети (10 000 точек). За три месяца было проведено 12 100 проверок, а показатель MAU вырос с 66 469 до 200 000.

«Шпионский клуб» значительно превзошёл стандартную систему «Тайный покупатель» по всем ключевым показателям.

Агенты

Агенты «Шпионского клуба» выступают в роли «тайного покупателя» и проверяют магазины на предмет свежести продуктов, чистоты и порядка.

Задания

  • Задания постоянно обновляются, адаптируясь 
под конкретные задачи бизнеса в каждом регионе.
  • Задание бронируется и может быть выполнено 
в ограниченный период времени — лимит введён 
для контроля над количеством проверок одного задания в одном магазине.
  • Ответы и фотографии от агентов направляются 
в магазины для исправления недочетов.

Шпионский клуб

Проверка

Фотографии проверяются с помощью автоматического ответов анализа дубликатов фотографий, который выявляет мошенников и ограничивает им доступ в сервис.

Опросы

Доступны исследовательские опросы по сервису, идеям по улучшению магазина на разные темы, касающиеся работы сети.

Баллы 
за задания

За выполнение заданий и опросов агент клуба получает баллы на свою «Выручай-карту» от 100 
до 300 в зависимости от сложности, что служит дополнительной мотивацией.

Для тех, кто трудится больше всех, созданы цели 
 с дополнительным вознаграждением до 3000 баллов.

Рейтинг

Существует открытая система мотивации — рейтинг шпионов ТОП-100 шпионов за месяц, в котором каждый участник может посмотреть результаты работы других агентов.

Результаты

Благодаря «Шпионскому клубу» удалось:

  • полностью отказаться от внешнего исследования;
  • повысить вовлечённость аудитории;
  • увеличить скорость реагирования на замечания 
со стороны магазинов сети;
  • проконтролировать исполнение маркетинговых акций и наличие актуальных рекламных материалов.

Обратная связь

Связаться с представителями торговой сети «Пятёрочка» и быстро оставить обратную связь стало возможным благодаря новой функциональности 
МП — раздел «Связаться с нами».

Связаться 
с нами

  • Выпустили чат с оператором, в котором реализовали прикрепление файлов и геометки.
  • Создали раздел «Связаться», где собраны все возможности оставить обратную связь.
  • Выпустили подборку частых вопросов с тематиками и возможностью поиска.
  • Поддержали удалённую настройку списка доступных каналов обратной связи, позволяющую управлять нагрузкой на контактный центр.

Раздел «Связаться с нами» вынесен отдельным пунктом в меню 
и содержит все возможности обратной связи: частые вопросы с поиском 
и категоризацей, чат-бот и другие способы связи с оператором.

Через раздел пользователь может перейти в чат-бот в удобном 
 для него мессенджере или начать чат с оператором, чтобы решить 
любой вопрос онлайн.

CRM

Провели интеграцию с админкой внутренней CRM, чтобы сотрудники «Пятёрочки» могли самостоятельно менять контент в приложении.

CVM

В 2021 году единая команда e-legion и «Пятёрочка» сосредоточились 
на внедрении инструментов CVM (Customer Value Management).

Новый раздел

Создан раздел CVM, чтобы все маркетинговые акции 
 и персональные предложения находились вместе.

Статистика 
по push

Реализован сервис сбора статистики push-уведомлений, чтобы отслеживать эффективность push-кампаний. После отправки пользователям push-уведомлений сервис собирает статистику открытий и анализирует

Feature toggle

На тестовых сборках был совершён пилотный вынос ручных настроек по feature toggle в debug-меню, который в дальнейшем был масштабирован 
на большинство сервисов внутри приложения.

Центр уведомлений

«Центр уведомлений» позволил увеличить конверсию и количество пользователей всех продуктов «Пятёрочки»

  • Выполнили сложную интеграцию с системой, отвечающей за рассылки уведомлений по всем каналам в компании.
  • Добавили персонификацию уведомлений для разных продуктов.
  • Проработали управление списком уведомлений — фильтры по категориям и возможность удалять уведомления.

CORE

Разработка части Core в приложении «Пятёрочка» — это стандартизация 
и автоматизация рабочих процессов команд для их эффективной работы через внедрение различных практик, инструментов и решений.

График 
релизов

Создали единый график релизов, по которому 
все команды выпускаются в соответствии с принятым календарём.

Правила контрибуции

Выработали правила контрибуции на те случаи, когда любая команда проекта может запросить разрешение на внесение изменений в модули другой команды.

Процессы
 и знания

  • Оцифровали все основные процессы взаимодействия между продуктовыми командами и сервисами — создана единая вики процессов.
  • Организовли шеринг знаний и способов решения проблем между командами.
  • Унифицировали знания и методы как на 9 команд проекта, так и на вендоров.

Зоны ответственности

Поделили зоны ответственности по направлениям — каждая команда полностью отвечает за ту или иную функциональную часть приложения. Это позволило улучшить качество и увеличить скорость подключения внутренних сервисов X5.

Реализован SSO авторизации X5 ID — новый тип авторизации авторизации с 2021 года, когда пользователь с аккаунтом в одной из торговых сетей Х5 может залогиниться во всех сервисах Х5.

Многомодульная архитектура

Осуществлён переход на многомодульную архитектуру с целью переиспользования функциональных модулей для увеличения независимости отдельных модулей 
и уменьшения зависимости команд.

Планирование задач

Изменение процессов планирования, приоритизации задач и отбора задач на спринт для команд рейтинга 
и доставки: добавлен спринт Discovery и Delivery, добавлен критерий готовности задачи и готовности 
к передаче.

«Мобильное приложение «Пятёрочка» — один из стратегических шагов в будущее торговой сети. Это масштабный цифровой канал 
и поддержка покупательских сервисов в единой экосистеме.

С 2019 года объединённая команда «Пятёрочка» и e-legion работают над развитием мобильного продукта — мы стремимся сделать приложение более технологичным и удобным для пользователя.

В 2022 продолжаем совместную работу над улучшением пользовательского пути и реализацией новых сложных задач.»

Павел Бабий


Начальник управления цифровых платформ федеральной торговой сети «Пятёрочка»

Награды и конкурсы

Золото 2022
Tagline Awards
Лучший мобильный сервис
Золото 2022
Tagline Awards
Лучший mobile-/AR-/VR-/IoT-проект
Бронза 2022
Рейтинг Рунета
Торговля и услуги
Золото 2021
Рейтинг Рунета
Торговля и услуги
Серебро 2021
Рейтинг Рунета
Приложение бренда
Золото 2021
Золотое приложение
Еда и напитки

Объём работ

Анализ
Прототипирование
Разработка
Контроль качества
Поддержка