Инструменты, Бизнес, Разработка
289

Что такое Дискавери фаза

Что такое Дискавери фаза и зачем она нужна перед разработкой
Как предпроектное исследование Дискавери фаза спасает проекты от провала и из чего она состоит.

Дискавери фаза (бизнес-анализ) — это этап предпроектного исследования, направленный на всестороннюю оценку идеи перед запуском продукта. Основная задача — подтвердить востребованность решения, минимизировать риски и повысить шансы на успех. В рамках этой фазы проводится анализ рынка, глубинные интервью с потенциальными пользователями и предварительная оценка коммерческого потенциала проекта.

Бывает кажется, что идея отличная, команда уже готова к работе, и хочется как можно быстрее начать разработку. Но в нынешних реалиях победа достаётся не тому, кто просто стартовал первым, а тому, кто сделал это правильно и осмысленно. 

Современный пользователь крайне избалован, ведь у него есть выбор. Неудобно? Медленно? Устаревший дизайн? Он уходит. Поэтому сегодня просто иметь хороший продукт недостаточно. Важно не только соответствовать ожиданиям пользователей, но и опережать рынок, создавая инновации.

Нужно быть умнее, быстрее и полезнее своих конкурентов, которые уже сейчас действуют активнее, чем когда-либо. Поэтому разработка/развитие продукта заключается не в добавлении модных фич «потому что они есть у конкурентов», а в осознанном выборе: куда идти, что строить и главное зачем. Как же тогда принять правильное решение, не полагаясь только на интуицию или мнение внутренней команды?

Ответ — Дискавери фаза.

Зачем нужна Дискавери фаза проекта?

Простыми словами, Дискавери фаза — это способ понять что делаем, зачем и для кого, прежде, чем вкладываться в реализацию. Это не прокрастинация или откладывание старта, а инструмент позволяющий:

Фактически, это инвестиция в ясность.

Этапы Дискавери фазы

В стандартном понимании Дискавери обычно включает:

Дискавери может быть разной и фокусироваться на конкретных аспектах, таких как аудит кода, редизайн, UX/UI-анализ, исследование конкурентов и т.д. Всё сугубо индивидуально и зависит от потребностей конкретного клиента.

Инструменты, которые применяются в Дискавери фазе

Инструменты Дискавери фазы

Набор инструментов тоже может быть разным, точный перечень и количество зависит от задач и потребностей клиента. Вот основные:

Инструмент

Что это такое

Когда применять

Customer Journey Map

Визуализация пути пользователя от первого касания до целевого действия

Когда нужно понять поведение и точки контакта пользователя

User Flow

Схема действий пользователя в интерфейсе

Для проработки логики сценариев использования продукта

Кастдев-интервью (CustDev)

Глубинные интервью с пользователями для выявления мотиваций и болей

На раннем этапе, чтобы понять реальные потребности аудитории

Юзабилити-тест

Проверка удобства интерфейса через наблюдение за реальными пользователями

При редизайне или проверке гипотез по UX

Анализ AS IS / TO BE

Описание текущего состояния и целевой модели

В проектах с доработкой/цифровизацией существующих процессов

Mind Map / CJM / UX-схемы

Визуализация ключевых идей, ролей, взаимодействий

Для структурирования данных после интервью и наблюдений

Сколько стоит и сколько длится Дискавери фаза

Сроки проведения — до 60 дней.
Стоимость — от 600 тысяч до 2 миллионов рублей, в зависимости от сложности задач.

Что быстрее: сразу делать или сначала подумать?

Мы часто видим, как компании сразу идут в разработку, считая, что исследование — это лишняя трата времени и ресурсов. А потом годами исправляют архитектуру, интерфейсы и баги. Давайте сравним два сценария. Один показывает стихийную разработку, второй — разработку с Дискавери фазой:

Этапы проекта. Сценарий без Дискавери фазы. Разработка с Дискавери фазой. Этапы Дискавери фазы

Каждый из сценариев начинается с идеи. Только в первом случае мы сразу приступаем к разработке. На этом этапе мы не теряем времени на предпроектных исследованиях. Но что происходит потом? После релиза мы получаем обратную связь от пользователей и снова уходим в разработку.

Во втором случае мы сначала проводим Дискавери фазу и только потом идём в разработку. Мы анализируем то, что есть сейчас, то как это должно работать, приоритезируем и выделяем MVP (минимально жизнеспособный продукт). Благодаря этому, мы знаем, какие потребности надо закрыть в первую очередь и какие ценности донести. Это позволяет нам сократить первый этап разработки и выйти в релиз почти в то же время, что и в первом случае. Да, функциональностей будет меньше, зато они будут соответствовать потребностям пользователя.

После релиза мы, как и в первом случае, собираем обратную связь. Отличие в том, что в первом случае её будет в разы больше ведь разработка была стихийной и в каком-то смысле интуитивной. У нас не было понимания реальных потребностей пользователя, что привело ко множеству ошибок. Нам придётся потратить время и деньги на их исправление и только потом перейти к доработке и развитию. Более того, в случае со стихийной разработкой, процесс сбора обратной связи и исправления может стать постоянным циклом на длительный промежуток времени.

Во втором варианте, исследование помогло минимизировать количество ошибок, что позволяет практически сразу же перейти к развитию продукта.

Промежуточный вывод

Благодаря исследованию на старте удаётся не только определить правильный вектор развития, но и избежать большого объёма доработок и исправлений в будущем, которые тормозят процесс и увеличивают затраты.

Почему компании отказываются от Дискавери — и зря

Можно выделить несколько основных причин, по которым компании отказываются от этого этапа. С некоторыми из них мы, в какой-то степени можем согласиться, а вот с некоторыми категорически нет:

«Это затягивает старт и увеличивает time-to-market»

Частично правда. Но без этого этапа вы рискуете потратить больше времени и ресурсов на доработку. 

«Это влечёт за собой дополнительные траты»

Да, это увеличивает бюджет, но это небольшие и контролируемые инвестиции, которые помогают избежать серьёзных незапланированных расходов позже.

«Мы и так знаем, что нужно пользователю»

Может быть. А может и нет. Даже зная свою аудиторию, важно регулярно сверять гипотезы с реальными данными, чтобы продукт оставался актуальным и востребованным. Дискавери помогает проверять гипотезы на фактах, снижая риск ошибок, потерь и отставания от конкурентов.

«Дискавери фиксирует требования, и после изменить ничего нельзя»

Наоборот, Дискавери это не жёсткие рамки, а гибкий фундамент. Если появляются новые данные или меняется стратегия, всегда можно всё скорректировать. Да и в целом, критические изменения после Дискавери случаются крайне редко.

«Нет прямой бизнес-ценности»

Есть! Исследования — это инструмент снижения рисков и повышения точности инвестиций. А это и есть суть бизнеса.

Когда компании вдохновлены идеей нового продукта, легко переоценить его востребованность и недооценить сложности реализации. Дискавери фаза помогает «заземлить» амбиции и объективно оценить проект. Она позволяет проверить, насколько продукт нужен рынку, выявить возможные барьеры и понять, какие шаги нужно предпринять для успешной реализации. В результате компания получает чёткое понимание, стоит ли продолжать разработку в изначальном виде.

Кому подойдёт Дискавери фаза

Кейс из практики: образовательная платформа

Рассмотрим реальный кейс с Дискавери фазой: как это происходило и к каким результатам привело.

К нам обратилась школа корейского языка с просьбой: создать платформу для онлайн-обучения. Чётких технических требований не было. Для того, чтобы их сформировать, мы предложили провести Дискавери фазу. Работу провели в три этапа: 

Этап 1

Первоначально нужно было понять, как устроен процесс обучения, какие есть проблемы и как они решаются сейчас. То есть провести анализ AS IS. Для решения этой задачи мы провели интервью с ключевыми пользователями и представителями разных ролей в школе. Это позволило нам понять текущие потребности и погрузиться в процессы школы. Собранную информацию мы отразили в ассоциативных картах (Mindmap) и верхнеуровневой схеме архитектуры. Фиксация и анализ процессов AS IS позволили нам выявить существующие проблемы:

  1. Разрозненность каналов коммуникации с учениками и клиентами.
  2. Разрозненность инструментов управления обучением и оплаты.
  3. Отсутствие автоматизации, из-за чего сотрудники тратили много времени на рутину.

Этап 2

Далее мы перешли к следующему этапу — формированию целевого состояния (TO BE). Мы предложили решение в виде единой образовательной платформы, которая:

  1. Объединяет все процессы в одном решении.
  2. Снижает нагрузку за счёт автоматизации.
  3. Обеспечивает простое управление обучением, оплатами и коммуникацией с учениками.

Этап 3

Затем мы приступили к созданию MVP, чтобы начать с наиболее критичных и приоритетных функциональностей. На этом этапе также провели анализ конкурентов. Это позволило нам совместить ожидания и пожелания пользователей с трендами рынка в образовательной сфере. Благодаря этому платформа стала соответствовать лучшим практикам рынка. Также это помогло и с приоритезацией. Ведь следующим шагом стало формирование Roadmap. Она послужила основой для дальнейшей разработки и масштабирования продукта.

Результатом стал чёткий последовательный план перехода от разрозненных инструментов к единой, интегрированной платформе, готовой к внедрению и масштабированию. Таким образом, за 2 месяца у клиента появился понятный план развития продукта с учётом потребностей пользователей.

Вывод

Это инвестиция в уверенность, в то что вы делаете продукт полезным вашим клиентам. Это возможность не просто выпустить фичу, а создать ценность. В условиях, когда рынок не прощает ошибок, работать без Дискавери всё равно, что ездить без навигатора по постоянно меняющемуся ландшафту. Может повезёт. А может и нет.

Дискавери — это не про «потратить время перед стартом». Это про «потратить меньше времени после».

Хотите проверить свою идею без разработки MVP? Свяжитесь с нашей командой чтобы получить бесплатную консультацию по Дискавери фазе.

Если вы хотите сэкономить время, деньги и нервы — начните не с разработки, а с понимания. И пусть ваша следующая идея станет не просто красивой, а успешной!

Часто задаваемые вопросы

Что такое Дискавери фаза?
Это этап предпроектного анализа, позволяющий понять, что и для кого нужно разрабатывать.

Сколько длится Дискавери?
Обычно до 8 недель в зависимости от проекта.

Кому подходит?
Стартапам, компаниям на этапе цифровизации, бизнесу с новой идеей.

Мы используем файлы Cookie для персонализации и статистического анализа. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и использования файлов Cookie. Вы можете изменить настройки Cookie в своём браузере в любое время.